Магия гитарных струн

В ГБУ ТЦСО «Фили-Давыдково» состоялся концерт известного российского гитариста Аркадия Резника

…Когда затих последний аккорд и смолкли аплодисменты, зрители этого небольшого, но уютного концертного зала центра социального обслуживания не спешили расходиться. Кто-то еще впитывал в себя неслышное эхо чарующей музыки, а кто-то направился к эстраде.

— Аркадий, это мистика какая-то, — заметила, обращаясь к гитаристу, пожилая женщина. — Мне в ходе вашего концерта то и дело казалось, что звучит сразу несколько инструментов.

— И не вам одной, — согласились с ней.

Аркадий Леонидович улыбнулся и объяснил:

— Это зависит от техники игры, инструмента и от произведения.

А произведения в ходе этой программы прозвучали необыкновенные. Их нечасто услышишь даже на больших сценах, а уж здесь, в ТЦСО, насладиться волшебной музыкой было неожиданно и очень приятно. Аркадий Резник со своей шестиструнной гитарой в течение часа познакомил посетителей центра с творчеством итальянского композитора XIX века Мауро Джулиана, исполнив его «Россиниану № 1». Отдано должное было великому парагвайцу Августину Барриосу и Хоакину Родриго из Испании, «Небесному танго» Роланда Дьенса (Франция) и джазовой композиции Телониуса Монка из США.

Кстати, если уж зашла речь о джазе, то вместе с ним, как известно, в Советском Союзе в свое время под запрет попала и… гитара. В вину ей ставилась ни много ни мало космополитичность. А возможно, вспомнили идеологи о том, что в XIX веке гитара считалась инструментом аристократическим, а значит, классово чуждым. В итоге до 80-х годов в Москве пройти обучение по классу гитары, по словам А. Резника, было практически невозможно. Тем не менее отдельные островки «гитарной крамолы» в СССР оставались. Например, в музыкальных образовательных учреждениях Новосибирска.

Впрочем, Аркадий это знает лишь по рассказам своих старших коллег. Сам-то он учился игре на классической шестиструнной гитаре в Гнесинской специальной музыкальной школе с шести лет. Затем — в Российской академии музыки имени Гнесиных и аспирантуре здесь же. По классу «Гитара и камерные ансамбли» закончил в 2014 году Берлинский университет искусств.

Сейчас Аркадий Леонидович — солист Москонцерта, является лауреатом многих престижных международных и всероссийских конкурсов. Впрочем, особо о своих достижениях и наградах он не распространялся. Зато увлеченно рассказывал, что в его репертуаре присутствуют оригинальные, поистине уникальные произведения во временном диапазоне от XVI века, эпохи Ренессанса, и до наших дней. Аркадий играет даже Баха. Впервые в России Резник исполнил также сонату для гитары Карлоса Гуаставино из Аргентины, «Апассионату» Ронандо Мирандо.

Аркадий считает весьма плодотворным и полезным свое сотрудничество с отечественными композиторами Игорем Рехиным и Никитой Кошкиным. Например, Никита Арнольдович предоставил ему право познакомить публику со своим сочинением для гитары и виолончели «Листессо темпо». А на ежегодном фестивале «Московская осень» солист Москонцерта успешно выступил с произведениями своего друга Игоря Владимировича Рехина.

— Свободного времени, — признается музыкант, — остается немного. Однако стараюсь изыскивать его и для вот таких встреч. И не жалею: публика очень искренняя и благодарная. Она заряжает меня своей светлой и теплой энергетикой.

Судя по реакции зала, на таких концертах, кажется, происходит взаимный обмен положительной энергией.

 

Александр Лёвин