Лекция о памятниках района Дорогомилово.

14 сентября, в ТЦСО «Фили-Давыдково» филиале «Дорогомиловский», в гостях у посетителей отделения дневного пребывания побывала сотрудник библиотеки имени Тараса Шевченко Елена Николаевна Есева. Была прочитана лекция о самых необычных памятниках Москвы, о новых и недавно созданных памятниках района Дорогомилово.
Дорогомилово можно по праву назвать своеобразным мемориалом военных побед России. В названиях улиц и памятников района увековечена память героев двух Отечественных войн.
Бородинский мост, сооруженный к 100-летию Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы, является своеобразным памятником подвигу русского народа в борьбе с захватчиками. Тема славы русского оружия звучит и в декоре Киевского вокзала.
В 1962 году, к 150-летию исторического сражения под Бородином, на Кутузовском проспекте (д. 38) был открыт новый музей для демонстрации панорамы «Бородинская битва». Панорама была создана в 1912 году художником Ф.А. Рубо.
Рядом — гранитный обелиск, когда-то установленный на братской могиле 300 русских воинов-героев 1812 года и перенесенный сюда в 1940 году с Дорогомиловского православного кладбища.
За музеем-панорамой расположена знаменитая Кутузовская изба. В настоящее время здесь размещен музей М.И. Кутузова, в котором представлены вооружение и обмундирование того времени, портреты героев Отечественной войны. Особый интерес вызывают личные вещи М.И. Кутузова, подлинные рукописи, приказы, материалы, отображающие боевой путь генерала-фельдмаршала.
6 июля 1973 года справа от музея-панорамы был открыт памятник Кутузову. Отлитая в бронзе конная статуя фельдмаршала поставлена на высокий гранитный постамент, с трех сторон — изваяния прославленных военачальников, рядовых солдат и офицеров, партизан. Памятник создан скульптором Н.В. Томским и архитектором Л.Г. Голубовским.
В 1966 году было принято решение о восстановлении Триумфальной арки (арх. О.И. Бове). Первая триумфальная арка была деревянной, ее установили в середине 1814 года у Тверской заставы для торжественной встречи возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск. В 1826 году было решено заменить деревянную арку каменной. Разработка проекта была поручена Осипу Ивановичу Бове. И 20 сентября 1834 года состоялось открытие памятника, отражающего военную мощь, славу и величие России. У Тверской заставы памятник простоял чуть более ста лет, его разобрали в 1936 году.
Вопрос о том, где же поставить арку, породил много споров и предложений. В результате было принято решение восстановить Триумфальные ворота на въездной площади Кутузовского проспекта. 6 ноября 1968 года замечательное творение Бове обрело вторую жизнь. Трудом проектировщиков, реставраторов и строителей был воссоздан, пожалуй, самый грандиозный памятник, посвященный победе русского народа в Отечественной войне 1812 года. Его основу образует однопролетная арка с шестью парами свободно стоящих чугунных колонн, расположенных вокруг двух арочных опор. По фризу арки идут гербы 48 губерний России, жители которых участвовали в войне. Венчает арку колесница Славы.
Умелое сочетание разнообразных материалов — черного чугунного литья и белого камня — усиливает художественную выразительность памятника. Большинство скульптурных работ по рисункам архитектора выполнили талантливые русские скульпторы И.П. Витали и И.Т. Тимофеев. Имена создателей, история сооружения и возобновления Триумфальной арки записаны на памятной чугунной доске, установленной под сводом арки.
Триумфальная арка стоит теперь на площади Победы, названной так в 1975 году в ознаменование 30-летия победы над фашистской Германией, образуя единый историко-мемориальный комплекс с музеем-панорамой «Бородинская битва», «Кутузовской избой» и расположенными рядом с ними другими памятниками.
9 мая 1977 года в месте слияния Кутузовского проспекта и Большой Дорогомиловской улицы был открыт обелиск городу-герою Москве (арх. Г. Захаров, З. Чернышева, скульптор А. Щербаков). Высокий искусственный холм, к которому с трех сторон ведут лестницы, завершается овальной площадкой.
Отсюда стремительно поднимается на высоту 40 метров четырехгранный обелиск, увенчанный золотой звездой. С трех сторон его окружают изваяния фигур защитников столицы. На обелиске изображен ордена В.И. Ленина, под ним текст Указа Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Москве почетного звания «Город-герой». Обелиск обращен к западу, откуда в течение веков шли на Русь завоеватели.
9 мая 1995 года, в дни празднования 50-летия победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, был торжественно открыт самый крупный в Москве мемориальный комплекс на Поклонной горе.
Памятник и Парк Победы начали проектироваться еще до окончания войны. После парада Победы в Москве было предложено создать такой комплекс на Красной площади, освободив для него пространство за счет сноса больших исторических зданий. К счастью, этот проект не был осуществлен.
В 1957 году было определено место для будущего мемориала — Поклонная гора. Веками по Поклонной горе проходил главный путь из Европы в древнюю столицу России. Православные останавливались на этом месте и по традиции «отдавали поклон» церквам и монастырям Москвы. На этом месте М.И. Кутузов решил судьбу города. Здесь Наполеон напрасно дожидался ключей от Москвы. Отсюда в 1941 году по Можайскому шоссе уходили на запад советские войска.
В 1958 году прошел открытый всесоюзный конкурс на лучший проект мемориала, однако его результаты не были воплощены в жизнь.
В 1961 году был заложен Парк Победы, а в начале 1980-х были начаты земляные работы, прокладка коммуникаций, дорог.
В 1985 году был утвержден новый проект, работу над которым на протяжении многих лет вел коллектив под руководством архитектора А.Т. Полянского. По этому проекту предполагалось воздвигнуть дворец Победы с залами Славы и Памяти — музей Великой Отечественной войны, развернутый главным фасадом на восток, к центру Москвы. Проект центрального обелиска, первоначально задуманный скульптором Н. Томским в виде Красного знамени, после его смерти был переработан коллективом его учеников и трансформировался в памятник, где на высоком пьедестале поднимались солдаты под победным Красным знаменем с образом Ленина.
Но наступило время перемен и создание мемориала вновь застопорилось — теперь уже по требованиям общественности, настаивавшей на прекращении строительства и восстановлении целостности исторического места древней Москвы — Поклонной горы. Несмотря на заключение экспертов, удостоверяющее, что на участке, предназначенном для строительства здания музея, ничего не было срыто, а холм, с которого в прошлом поклонялись Москве, находился в восьмистах метрах от мемориала, и был срыт в предвоенные и послевоенные годы при прокладке трассы Кутузовского проспекта, протесты не прекращались. Чтобы снять социальную напряженность, строительство было приостановлено.
Только решительность и энергия мэра Москвы Ю.М. Лужкова позволили не только возобновить строительство в 1992 году, но и открыть основную часть комплекса 9 мая 1995 года в день празднования 50-летия Победы.
Строительство велось крупнейшими московскими строительными организациями. Необходимо было не только закончить возведение здания музея, но и воздвигнуть главный монумент. Автора проекта архитектора А.Т. Полянского к этому времени уже не было в живых. Поэтому реализация этой сложнейшей творческой задачи была поручена известному скульптору-монументалисту Зурабу Церетели. Он был назначен художественным руководителем проекта.
Ансамбль мемориала занимает территорию 20 га в Парке Победы площадью 135 га. Центральная аллея «Годы войны», следующая под углом к Кутузовскому проспекту, состоит из пяти террас, символизирующих пять лет войны. Над пятью водными поверхностями возведено 1418 фонтанов — столько дней продолжалась война и лилась кровь.
Центральная аллея ведет к круглой Площади Победителей. Здесь установлен величественный трехгранный обелиск (арх. В. Будаев, Л. Вавакин, скульптор З. Церетели) высотой 141,8 м. Это число также символизирует 1418 дней войны. Гранитная облицовка обелиска рассказывает о событиях военных лет. У подножия располагается статуя св. великомученика Георгия Победоносца, поражающего копьем дракона, символизирующего фашизм. Венчает композицию фигура крылатой богини победы — Ники и ангелов, трубящих в золотые трубы о триумфе русского оружия. В композицию входят скачущие над стеной дворца статуи Слав.
Завершает Площадь Победителей белокаменное здание музея (арх. А.Т. Полянский) с куполом и полукруглой колоннадой, в виде галереи с пилонами-знаменами.