Инопланетный мир «Звездных войн» и новые Черемушки: «Москино» приглашает на онлайн-лекции об архитектуре в кино

Прямые трансляции пройдут на сайте «Москино», а также на странице организации в социальной сети «Фейсбук» 13, 15, 20 и 22 мая. На лекциях расскажут о том, как архитектура создает необходимую атмосферу в фильме или даже становится одним из его героев.

Сеть кинотеатров «Москино» приглашает горожан на бесплатные онлайн-лекции из цикла «Архитектура в кино». На них интернет-пользователи смогут узнать, зачем режиссеры строили для своих картин целые города и планеты, как архитектура создает необходимую атмосферу в фильме и какую роль она играет в зарубежном и русском кинематографе XX — начала XXI века.

Прямые трансляции лекций пройдут на официальной странице сети «Москино» в социальной сети «Фейсбук», а также на сайте организации. Там же можно будет ознакомиться с их расписанием. Лекции проведет историк архитектуры и основатель проекта «Москва глазами инженера» Айрат Багаутдинов.

Как сообщила Наталья Сергунина, заместитель Мэра Москвы, всего запланированы четыре онлайн-встречи, они состоятся 13, 15, 20 и 22 мая. Каждая начинается в 19:00. Предварительная регистрация не требуется, а вот фильмы рекомендуют посмотреть заранее.

«Лекции посвящены кинематографу разных стран и эпох. Можно будет узнать о значении архитектуры в известных советских и российских фильмах, в европейских картинах 1920-х и американском кино 70–80-х», — отметила Наталья Сергунина.

Первая лекция под названием «От “Метрополиса” до “Бегущего по лезвию”» намечена на 13 мая. Речь пойдет о европейских лентах 1920-х годов и голливудских 1970–1980-х. Онлайн-пользователям расскажут о знаменитой немой киноленте «Метрополис» (1927), снятой немецким режиссером Фрицем Лангом в жанре научно-фантастической антиутопии. Действие картины происходит в вымышленном городе, где архитектурный стиль ар-деко символизирует мир богатых людей, а функционализм — мир бедняков. Кроме того, зрителям расскажут о том, как создавали инопланетную архитектуру в киносаге «Звездные войны» (1977–1983) Джорджа Лукаса и почему в фильме «Сияние» (1980) Стэнли Кубрика здание гостиницы сводит с ума главного героя. На лекции также поговорят о фильмах «Время развлечений» (1967) Жака Тати, «Спящий» (1973) Вуди Аллена и «Бегущий по лезвию» (1982) Ридли Скотта.

Кадр из фильма «Звездные войны: Эпизод 5 – Империя наносит ответный удар». Режиссер Ирвин Кершнер. 1980 годКадр из фильма «Звездные войны: Эпизод 5 – Империя наносит ответный удар». Режиссер Ирвин Кершнер. 1980 год

20 мая пройдет онлайн-лекция под названием «От “Аэлиты” до оттепели». На ней поговорят уже о советском кинематографе — от 1920-х до 1960-х годов. Так, пользователи узнают, как создавали «марсианскую» архитектуру для немой киноленты «Аэлита» (1924) Якова Протазанова. Кроме того, Айрат Багаутдинов обсудит со зрителями комедии «Новая Москва» (1938) Александра Медведкина о знаменитой советской реконструкции столицы и «Черемушки» (1962) Герберта Раппапорта. Действие этой картины разворачивается в районе, застроенном домами нового типа. Впоследствии их стали назвать хрущевками. Еще в программе лекции фильмы «Третья Мещанская» (1927) Абрама Роома, «Наследный принц Республики» (1934) Эдуарда Иогансона, а также картина Георгия Натансона «Еще раз про любовь» (1967).

Кадр из фильма «Новая Москва». Режиссер Александр Медведкин. 1938 годКадр из фильма «Новая Москва». Режиссер Александр Медведкин. 1938 год

На 22 мая запланирована онлайн-встреча под названием «От “Иронии судьбы” до наших дней». В ней речь пойдет об отечественном кино 1970–2010-х годов. Айрат Багаутдинов объяснит, как архитектура может послужить завязкой для сюжета фильма на примере картины Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» и что могут рассказать малочисленные и странные сооружения постапокалиптического мира о его жителях в фильме Георгия Данелия «Кин-дза-дза!» (1986). Лектор вместе со зрителями также вспомнит, как выглядела столица на рубеже XX и XXI веков, и обсудит фильм «Москва» (2000) Александра Зелдовича. Речь на лекции пойдет и о фильмах «Любить человека» (1972) Сергея Герасимова, «Курьер» (1986) Карена Шахназарова и «Шпион» (2012) Алексея Андрианова.

А 15 мая на онлайн-лекции «От “Охотников за привидениями” до “Шоу Трумена”» Айрат Багаутдинов познакомит интернет-пользователей с миром зарубежного кино 1980–2010-х годов. Так, можно будет узнать, почему именно небоскребы стали символом городской жизни в антиутопии британского режиссера Терри Гиллиама «Бразилия» (1985) и где еще, кроме павильонов, снимали идеальный американский городок для фильма «Шоу Трумана» (1998) Питера Уира. Зрители увидят, какую роль сыграла архитектура в голливудских лентах «Гаттака» (1997) Эндрю Никкола и «Эквилибриум» (2002) Курта Уиммера.

Кадр из фильма «Шоу Трумана». Режиссер Питер Уир. 1998 годКадр из фильма «Шоу Трумана». Режиссер Питер Уир. 1998 год

«Москино» — учреждение в структуре Департамента культуры города Москвы, управляющее сетью городских кинотеатров. Ежегодно организация проводит сотни ретроспектив, фестивалей авторского кино, киноклубов, премьер и встреч с режиссерами, а также курирует общегородской фестиваль «Ночь кино». В сеть входит 13 кинотеатров, в том числе «Космос», «Салют», «Звезда», «Факел» и «Юность». В синематеке «Москино» хранится около девяти тысяч пленочных копий советской классики.

Несмотря на то что все городские учреждения закрыты для посетителей в связи с распространением коронавируса, культурная жизнь Москвы продолжается, но в режиме онлайн. Свои программы для тех, кто остался дома, подготовили городские библиотеки, музеи, галереи, парки и многие другие культурные площадки Москвы. На портале mos.ru также запустили специальный проект «Культура Москвы онлайн». На одной интернет-площадке представлены десятки концертов, спектаклей, экскурсий, лекций и даже световые шоу.