Родителям: как организовать досуг для ребенка с особенностями здоровья

Главный вопрос, который чаще всего задают себе родители на самоизоляции, — чем занять ребенка, особенно если у него ограниченные возможности здоровья. Как создать позитивное настроение и более комфортные условия жизни в ограниченном пространстве? Своим арсеналом полезных активностей делится методист ЦССВ «Юнона» Ирина Солянова.

Особая ценность жизни в семье, совместных занятий, игр состоит в том, что в них задействованы различные механизмы общения: взрослые — дети, взрослые — взрослые, дети — дети, дети — подростки — взрослые. Когда в общении участвует вся семья, досуг становится эмоционально привлекательным, душевным, теплым.

«Открытое сердце, любовь к своему ребенку и желание сделать дни самоизоляции счастливыми — это слагаемые успеха для каждого родителя. Ведь только любящие родители могут дома создать необходимую психологическую атмосферу, в которой ребенок с ОВЗ смог бы почувствовать себя в безопасности. А мы, педагоги, всегда рядом: посоветуем, поможем, подскажем», — отмечает методист.

ИДЕИ ДЛЯ СЕМЕЙНОГО ВРЕМЯПРОВОЖДЕНИЯ

  • «Наше Дерево добра»
    Особенностью этой формы взаимодействия является вовлечение всей семьи в марафон добрых дел. За каждое доброе дело ребенок прикрепляет к нарисованному дереву листочек. Важно научить ребенка радоваться не только своим добрым делам, но и делам взрослых. К концу семейного проекта должно получиться дерево с листочками.
  • «Презентация мира»
    Родители предлагают взглянуть на любой предмет с точки зрения пользы и ценности для людей.
  • «Приглашение к чаю»
    Основная идея заключается в алгоритме проведения: ребенок выбирает, кого из членов семьи он желает пригласить на чай, о чем с ним хотел бы поговорить, что ему хотел бы рассказать и что бы он хотел услышать в ответ. «Приглашение к чаю» обладает большой силой гуманизации психологической атмосферы в семье, смягчения взаимных отношений детей и взрослых. Не отказывайте ребенку при приглашении.
  • «Театр-экспромт»
    Экспромт освобождает от страха перед неуспехом, предполагает сиюминутное созидание, несовершенное, с ошибками, смешными ситуациями. Театр-экспромт в качестве ведущей имеет не только воспитательную, но и социальную задачу. Она состоит в отработке и принятии социальных ролей. Сценарий придумывают все члены семьи. Это может быть известная сказка «Репка», но абсолютно на новый лад. Действие может происходить не только в российской глубинке, но и в других странах. И, конечно же, герои должны себя вести в соответствии с традициями этих стран.
  • «Пять минут с искусством»
    Занятие подходит для приобщения детей к искусству. Суть этой игры — не в изучении шедевров, а в развитии способности воспринимать увиденное, поэтому акцент ставится больше на процессе представления произведений искусства, чем на самом содержании.
  • «Шкатулка желаний»
    На крышке красивой шкатулки или коробочки сделайте надпись: «Все, что здесь, для нас очень важно!». Каждый из членов семьи, и взрослый, и ребенок, может положить условный предмет, который обозначает: «У меня есть желание, и я хочу им поделиться с вами». Эта семейная традиция позволит слышать желания близких и очень сплотит семью.
  • «Открытая сцена»
    Эта форма представляет пространство свободного творчества: пения, чтения стихотворений, игры на инструментах и так далее… «Сценой» может стать гостиная, кухня вашей квартиры. Такая активность — это и поддержка талантов внутри семьи.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

  • «Игры для язычка»
    Показываем ребенку, как можно весело «играть» с язычком, представляя его хозяином домика, где нужно хорошо навести порядок: побелить стены, потолок (движение язычка по внутренней стороне щек, небу), помыть полы и порожки (движения язычка вправо и влево за нижними зубами и по нижней губе). Потом язычок радуется наведенному порядку и делает «болтушку» — интенсивно двигается вверх, вниз, что сопровождается голосом, то тихим, то громким, то низким, то высоким…
  • «Лисичка»
    Дети с удовольствием показывают Лисичку голодную (сильно втягивают щеки), лакающую молоко (сильно высовывают язык, двигая им вниз к подбородку и обратно), напившуюся и довольную (облизывают губы), сытую и счастливую (раздувают щеки).
  • «Чистоговорки»

    Са-са-са — это хитрая лиса.

    Су-су-су — и живет она в лесу.

    Сы-сы-сы — много дела у лисы.

    Со-со-со — она крутит колесо.

ИГРЫ С ВОДОЙ

Такие занятия вызывают у детей радость, позволяют им выразить себя и ощутить свою значимость. Советуем провести опыты:

  • «Магия предметов в воде». Для игр с водой требуется специальное оборудование: большая емкость, наполненная водой, множество мелких предметов — бутылочки, стаканы или миски. Во время игр обязателен комментарий: родитель обращает внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без. Экспериментируем с тонущими и плавающими предметами. Игрушки не только опускают в воду, но и вылавливают из нее те, которые плавают на поверхности. Попробуйте вместе с детьми проделать этот опыт с предметами из разных материалов. Металл — обычная ложка или другие предметы (по окончании опыта главное — не забыть высушить их и положить на место). Дерево — ложка, мисочка и др. Пластмасса — любые предметы или игрушки. Резина. Ткань — кусочки разных тканей, разного размера, по-разному впитывающие воду. Бумага и картон разной плотности, разного размера, по-разному впитывающие воду: целиком или с краев, быстрее или медленнее. Губки разных размеров — поролоновые, резиновые: плавающие, впитывающие воду, тонущие. Дети могут набирать ими воду, отжимать их, вытирать ими мокрую поверхность.
  • «Переливание воды». Приготовьте пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки и другие емкости различных размеров, вся посуда должна быть небьющейся. Вместе с ребенком наполняйте их водой из-под крана: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь полная». Переливайте воду из одной посуды в другую.

ИГРЫ С КРАСКАМИ

Смешивая краски в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета, их новые возможности. Однако для этих игр потребуется специальный материал: краски, кисточки, клеенчатые фартуки, стаканчики, наполненные водой, клеенки на стол.

  • «Цветная вода». Для проведения этой игры потребуются акварельные краски, кисточки, пять прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов можно увеличить). Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов — красную, желтую, синюю, зеленую (можете начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру) — и разведите в одном из стаканов. Комментируя вслух свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент «волшебства»: «Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А теперь… опустим в стакан с водой! Интересно, что получится? Смотри, как красиво!»
  • «Мокрые краски». Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (кисточкой или просто окунув в тазик с водой) и положите на клеенку, пригладив губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя другие цвета. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски — вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

ЮНЫЙ САДОВОД, ИНТЕРНЕТ-ГИД И СЕМЕЙНЫЕ АКЦИИ

  • «Экспериментальное выращивание». Можно вырастить зеленый лук, очень полезный и богатый витаминами. Учите ребенка сажать луковицы в землю. Расскажите, что для роста зелени нужна вода и свет. Ребенок не просто знакомится с разными свойствами материалов и веществ, он экспериментирует. Таким образом он самостоятельно добывает ответы на многие вопросы.

«Основной принцип работы педагогов в нашем ЦССВ — ребенок должен и может обслуживать себя сам, пусть даже лежа на полу, но сам. В результате этого у него повышается самооценка, появляется уверенность в том, что завтра он сможет добиться большего. Ведь для успешной социализации ребенку важно быть готовым к сотрудничеству с другими людьми. И быть способным проявлять самостоятельность, инициативу, справляться с трудностями, уметь договориться и поддержать товарища», — рассказывает Ирина Солянова.

  • «Выполнение простых бытовых инструкций». Цель этого упражнения — сформировать способность ребенка понимать часто используемые в быту слова, выполнять простые словесные инструкции. Нужно предложить ему выполнить соответствующие действия: например, поцеловать маму, обнять папу, поиграть в ладушки, закрыть глаза, помахать ручкой, взять маму за руку и идти к столу и так далее.

Постепенно идем от простого к сложному. Обыграть можно очень важные социально-бытовые действия и провести семейные акции: «Каждой вещи — свое место», «Порядок в шкафу», «Уход за комнатными растениями», «Генеральная уборка спальни», «Обувь и уход за ней», «Волшебный утюг».

В досуге детей с ОВЗ рекомендуется также использовать интернет-ресурсы. При этом мы делаем акцент на то, что живое общение взрослого и ребенка гораздо важнее, чем использование гаджетов. Советуем использовать ресурсы, направленные на ознакомление с российскими и мировыми культурными ценностями, — музеями и галереями, театрами.

«С помощью этих игр и развивающих занятий можно не только уменьшить воздействие инвалидизирующих факторов и условий, но и создать возможности для социальной интеграции детей с ОВЗ, их адаптации к жизни», — говорит Ирина Солянова.